
Новые педагогические роли
Учителя, которые обучают практическим компетенциям, выстраивают индивидуальную траекторию обучения и не только.С нового учебного года вступят в силу новые правила аттестации педагогических работников. Учителя, которые успешно пройдут процедуру, смогут продвинуться по карьерной лестнице. Она включает три ступени: учитель, старший учитель (учитель-методист) и ведущий учитель (учитель-наставник).
Педагогические роли трансформируются как в средней и высшей школе, так и в сфере онлайн-обучения. И, по-видимому, преимущество на рынке труда будут иметь педагоги, которые смогут адаптироваться к изменчивым условиям образовательного процесса. Рассказываем о тенденциях, которые формируют новые педагогические роли.
Учитель-координатор: обучение на цифровых платформа
Прогнозы роста рынка онлайн-образования впечатляют: до 2027 года его ежегодный объем должен увеличиваться на 21 процент. При этом в 2020 году объем рынка онлайн-обучения уже составил 250 миллиардов долларов.
Цифровое образование соответствует духу времени: старшеклассники и студенты первых курсов предпочитают учиться дистанционно. Полностью перевести на удаленку классическое школьное образование не получится, но и там онлайн-формат помогает справляться со сложностями — например, решить проблему неравного доступа к образованию в отдельных регионах мира.
Онлайн-обучение предполагает высокую ответственность студента в образовательном процессе: большинство материалов ему нужно изучить самостоятельно, самому составляя учебный график и выбирая последовательность тем. Роль педагога при этом утрачивает руководящие и приобретает координационные функции. Учитель, сопровождая образовательный процесс, корректирует его курс с учетом успехов обучающегося. Другими словами, педагог направляет, а студент — несет ответственность за изучение материала. Эта же тенденция характерна и для корпоративного обучения в онлайн-формате.
Учитель-наставник: смешанное обучение
Blending learning, или смешанное обучение, сочетает очный и онлайн-формат получения знаний. И если на Западе он существует довольно давно, то в России его запустят со следующего учебного года в 14 регионах в ходе внедрения федерального проекта «Цифровая образовательная среда».
Как и дистанционный формат, смешанное обучение предполагает, что студент будет изучать материал самостоятельно. Понимая особенности каждого ученика, педагог становится наставником, который обеспечивает индивидуальную траекторию обучения для каждого студента.
Учитель-практик: акцент на навыках
Проблема оторванности академического образования от запросов рынка возникла не вчера. Наладить связь между этими двумя сферами пытаются международные организации. К примеру, внедрением практико-ориентированного обучения в среднюю школу занимается программа «Образование 4.0», которую разработал Всемирный экономический форум. В России этот подход воплощен в исследовательских и проектных технологиях обучения, которые закреплены во ФГОСах.
Аттестационных комиссии нескольких отечественных вузов — РЭУ имени Плеханова, РАНХиГС, МФТИ, ИТМО, ТПУ — помимо традиционных дипломных работ выпускников, рассматривают их стартапы. Создавая реальный бизнес-проект, студенты могут заработать деньги, пополнить свое портфолио и стать участниками федеральной программы, которая направлена на развитие предпринимательства.
В ближайшее время к инициативе присоединятся еще 40 российских университетов и институтов.
В практико-ориентированном обучении педагоги делятся своим реальным опытом в бизнесе. Часто такими педагогами становятся представители предпринимательской среды.
Устоявшиеся преподавательские роли в зависимости от личностных свойств и интересов
Преподаватель-лектор: работа на широкую аудиторию
Это яркий оратор, которому нравится работать с аудиторией, включающей десятки, а то и сотни человек. Он почти не утомляется, когда читает лекции одну за другой и ведет семинарские занятия. Лектор играет роль вдохновителя и мотиватора, который популяризирует научное знание не без помощи своей харизмы. Однако от исследовательской рутины такой педагог обычно далек.
Преподаватель-ученый: открытия и исследования
Его призвание — наука. Обстановка библиотек и архивов для преподавателя-ученого более привычна, чем шум аудиторий. Они становятся хорошими научными руководителями, пишут книги и публикуются в нишевых изданиях. Аудиторные часы они, как правило, отрабатывают, читая узко специализированные курсы.
Преподаватель-методист
Методист берет на себя разработку учебных материалов для педагогов, которые реализуют себя в другой функциональной роли. Он может стать отличным напарником для лектора, практика или исследователя.
Методист получает удовольствие от написания образовательной программы, работы над учебником и составления онлайн-курса; может помочь при проведении экзаменов.
Преподаватель-администратор
Поддержание контактов с ведомствами, подача заявок на гранты, общение со всеми участниками образовательного процесса – этими задачами занимается педагог-администратор. Он обладает структурным мышлением и хорошими коммуникативными навыками. Администратор разрешает конфликты в академической среде и следит за тем, чтобы инициативы в обучении не расходились с Федеральными государственными образовательными стандартами.
Важно, чтобы у каждого специалиста была возможность выбрать роль, которая соответствует его интересам и наклонностям. Если у всех преподавательских групп будут равные возможности, педагогам не придется брать на себя работу, которая гарантирует бонусы и гранты, но не приносит удовлетворения.