
«Маршрут обучения построен»: чем будут заниматься профессионалы будущего
Подборка из пяти профессий в сфере образования, которые появились совсем недавно или возникнут в ближайшие годы.Ситуация с пандемией стала еще одним доказательством того, что стабильность – это последнее, чего стоит ждать в современном мире. В частности, на рынке труда. Профессии, востребованные несколько лет назад, сейчас утрачивают свою актуальность, а то и вовсе исчезают. Рассказываем о специальностях, которые станут востребованными в системе образования ближайших лет.
Разработчик образовательных траекторий
Концепция «школа-вуз-работа» уже перестала быть единственным сценарием жизни. Кто-то отказывается от высшего образования, считая его получение пустой тратой времени. Кто-то, напротив, только и делает, что всю жизнь учится. И не обязательно только в вузе: а еще проходит тренинги по коммуникации, изучает онлайн-курсы по истории искусств, нанимает репетитора, чтобы воплотить давнюю мечту — выучить японский.
Разработчик образовательных траекторий поможет разобраться во всем многообразии обучающих продуктов. На основании психотипа человека, его сферы интересов, способностей и целей такие специалисты будут составлять индивидуальные маршруты обучения.
Тренер коллективных компетенций
Запустить масштабный проект без слаженной работы команды не получится. В этом процессе важны не только квалификация сотрудников, но и отношения между ними. В нынешней системе образования ее участников учат скорее соперничать, чем сотрудничать; радоваться индивидуальным достижениям и недооценивать коллективные.
Для успеха команды ее участникам нужно совершенствовать навыки продуктивной работы в группе: ненасильственное общение, эффективное распределение ролей и обязанностей, эмоциональный интеллект и выстраивание границ. Отработкой с командой этих навыков и ориентированием на групповую работу будет заниматься тренер коллективных состояний.
Личный тьютор по эстетическому развитию
Этот специалист выступает проводником в мир искусства: для каждого человека тьютор выстраивает свою траекторию знакомства с художественными произведениями. Для этого сам специалист должен прекрасно ориентироваться в культурном поле. В зависимости от вкусов и предпочтений клиента, тьютор предлагает индивидуальную программу эстетического развития.
Тьютор – это не учитель, контролирующий уровень знаний. Это скорее наставник, основная функция которого – знакомить с миром и искусства и помогать ориентироваться в нем.
Координатор образовательной онлайн-платформы
Этот специалист может работать в штате образовательного учреждения или быть частью команды независимого проекта в сфере обучения. Он разбирается в онлайн-педагогике, понимает, как устроены курсы по конкретным дисциплинам и формулирует требования по их доработке. В зоне ответственности координатора — модерация общения между преподавателями и студентами онлайн-платформы.
В ведущих российских вузах уже действуют подразделения, отвечающие за эти функции: Лаборатория инновационных образовательных технологий в МФТИ и Центр развития образовательной среды в Высшей школе экономики. Среди прочего специалисты подразделений разрабатывают собственные онлайн-курсы.
Тренер по mind-фитнесу
Этот специалист создает программы развития памяти, устного счета, концентрации внимания, скорости чтения — другими словами, индивидуальных когнитивных навыков. Тренер учитывает особенности психотипа и задачи каждого пользователя.
В работе специалиста по mind-фитнесу понадобятся знания в области психологии. Вероятно, сначала эта профессия станет одной из компетенций тренингового менеджера, а затем станет самостоятельной должностью.